Основные этапы формирования полноценной личности у ребенка

Правильно сформированная личность – это результат воспитания и социализации. Ключевая роль в этом процессе отводится семье, так как именно в ней ребенок видит и воспринимает начальную модель поведения для подражания. И только при общении со сверстниками и другими взрослыми, например, в детском саду, а потом и школе, малыш подвергает оценке свое поведение, сопоставляя его и реакцию окружающих.

На данный момент подавляющее большинство психологов и педагогов склоняются к мнению, что основополагающие качества характера, вне зависимости, отрицательные они или положительные, ребенок получает еще в раннем детстве. А закрепляется и обтачивается результат в социуме. Ведь, что есть личность? Личность – это следствие культурного и социального воздействия. В ее развитии важны два элемента, а именно:

  • осознание себя и своего места в реальном мире;
  • развитие чувствительной и волевой сферы.

Два этих фактора способны координировать последующие мотивы и формировать устойчивость в поведении.

Маргоша

Значимые этапы на пути становления личности

Известный американский психолог Э. Эриксон в своей «Эпигенетической теории» считает, что на подростковом этапе процесс формирование личности не останавливается. Каждый этап имеет свои положительные и отрицательные моменты, которые завершаются «кризисом» и переходом на следующую ступень развития. Мы возьмем за основу именно эту градацию.

1. Младенчество, этот период длиться до 3 лет. Вначале малыш адаптируется к окружающей среде, большую часть дня он спит. В процессе роста и созревания своего организма сон и бодрствование меняются местами. Это важный период психического и физического формирования, развития основополагающих рефлексов, моторики, координации движений. Чем благоприятней атмосфера в семье и, чем больше родители уделяют внимания своему чаду, тем быстрее малыш развивается. У него появляется чувство привязанности, а в 3 года уже ощущается потребность в самостоятельности и формируются эмпатические способности: понимание чужих эмоций, сопереживание, сочувствие. От 1.5 года до 2 лет у детей усваиваются нормы поведения и послушания.

2. Раннее детство, оно длиться до 5 лет. В это время продолжается формирование двигательных, речевых и когнитивных навыков. На родителей возлагается большая ответственность, так как необходимо максимально обезопасить общую среду обитания, чтобы малыш по незнанию не травмировал себя случайными инструментами, опасными предметами или химическими веществами. Дети начинаю разбираться во многих вещах, могут сформировать свою мысль и могут упорядочивать события во временных рамках, они знают, что значит хорошо или плохо. Они быстро запоминают и усваивают информацию, педагоги советуют в это время учить длинные стихи, чтобы развивать память.

3. Среднее детство длится до 12 лет. На этом этапе дети становятся более самостоятельными, развивается тонкая моторика. Очень важно в это время уделить внимание физическому развитию, чтобы укрепить иммунитет. При поступлении в школу, процесс познания и самопознания переходит на совсем другой уровень. Ведущая роль отводится учебе, дети в это время безгранично верят и доверяют преподавателям, взрослым. Доминирующими чертами характера являются подчинение и подражание. Большое значение имеет стимулирование и мотивация в учебе, игре или трудовой деятельности.

4. Подростковое и юношеское время длится до 20 лет. Это самое трудное время, связано оно с неуравновешенностью, буйством гормонов, резкостью, эмоциональными перепадами. Подростки пытаются приспособиться к реалиям окружающего социума и уравновесить внешние и внутренние ценности. Происходят физиологические изменения, появляются желания, первые влюбленности. Дети ищут поддержку у своих сверстников, этот круг общения играет важную роль в дальнейшей социализации. Для родителей наступает сложное время, давление должно быть максимально мягким. Все проблемы должны решаться в семейной дискуссии, но в то же время, соблюдаться дисциплина и обязательства.

5. Ранняя зрелость длится до 40 лет. В это время личность является полностью самостоятельной и зрелой. Этот период максимальной физической, психической и сексуальной активности. Развитие личности проходит в трех планах, человек начинает соотносить свое «я»:

  • «Я как личность»;
  • «Я как член семьи», в роли супруга, родителя;
  • «Я как работник».

Каждый этап в развитии человека является неотъемлемым винтиком в формировании полноценной личности.

Related Posts